July 27

История нефти и газа Узбекистана: Зачем сжигали бензин

История нефти и газа Узбекистана: Зачем сжигали бензин

В 1906 году на пустыре в Нурабаде был построен нефтеперегонный завод, к которому днем и ночью тянулись вереницы повозок с сырой нефтью, полученной на Чимионском промысле.

Конечно, маломощную двухкубовую установку периодического действия, работавшую около двух недель в месяц, трудно ассоциировать с современным производством, но, тем не менее, на ней получали керосин для ламп освещения и отопительный мазут, которые реализовывались не только местным потребителям, но и экспортировались в Афганистан и Китай.

Говоря о тогдашнем производстве, следует отметить интересный факт: за территорией завода в ямах сжигали бензин, который в то время был никому не нужен и нашел применение только с появлением в середине 10-х годов XX века в Туркестане автомобилей с двигателем внутреннего сгорания. В дальнейшем это предприятие превратилось в крупное современное производство. В 1930 году его мощность была доведена до 50 тыс. т, а в 1981 году данный завод, называемый Алтыарыкский НПЗ, имел мощность по переработке без малого 3 млн. т нефти.

O'zbekiston neft va gazining tarixi: Nima uchun benzin yoqib yuborilgan

1906-yilda Nuroboddagi bo'sh yer maydonida neftni qayta ishlash zavodi qurildi, Chimyon konida olingan xom neft ortilgan aravalar karvoni kechayu kunduz zavodning oldiga kelar edi.

Albatta, bir oyda ikki haftagina ishlagan kam quvvatli ikki kubli qurilmani zamonaviy ishlab chiqarish bilan solishtirish qiyin. Zavodda yoritish lampalari uchun kerosin va isitish uchun mo'ljallangan mazut ishlab chiqarilgan va mahalliy iste'molchilarga sotilgan. Korxona mahsuloti mahalliy bozordan tashqari Afg'oniston va Xitoyga ham eksport qilingan.

O'sha paytdagi ishlab chiqarish haqida gapirar ekanmiz, qiziqarli faktni aytib o'tishimiz kerak: benzin o'sha paytda hech kimga kerak bo'lmagan, shu sababli zavod tashqarisida yoqib yuborilgan. Faqatgina XX asrning 10-yillari o'rtalarida Turkistonda ichki yonuv dvigateliga ega avtomobillar paydo bo'lishi bilan benzindan o'z maqsadida foydalanish boshlangan. Kelgusida mazkur korxona yirik zamonaviy ishlab chiqarishga aylandi. 1930-yilda uning quvvati 50 ming tonnagacha oshirildi, 1981-yilda Oltiariq neftni qayta ishlash zavodi deb nomlangan ushbu zavod 3 million tonnaga yaqin neftni qayta ishlash quvvatiga ega edi.